Печать необязательна! Какие изменения следует учесть бухгалтеру фирмы?
С апреля 2015 года хозяйственные общества получили возможность полностью отказаться от применения круглых печатей. Изменения коснулись практически всех сторон деятельности, затронув даже правила ведения учета на предприятии. Профессиональные юристы и бухгалтеры столкнулись с необходимостью применения новых нормативных положений на практике. В связи с этим возник целый ряд вопросов.
Нужна ли печать на документах?
Если в уставе компании имеется упоминание о применении фирменных штампов, отказаться от их использования будет не просто. Законодатель не ввел запрета, а лишь освободил бизнес от обязанности. Именно поэтому прекращение применения печати потребуется документально зафиксировать. Сделать это можно посредством регистрации новой редакции устава в едином реестре (ЕГРЮЛ).
Тем не менее, торопиться с принятием столь резкого решения не стоит. Сохранение сложившейся практики позволит спокойно пережить период интеграции нововведений. Специалисты рекомендуют детально разобраться со следующими аспектами:
1. Подтверждение расходов фирмы
Положениями НК РФ, а также закона о бухгалтерском учете не предусматривается необходимость проставления печати на первичной документации. Тем не менее, наличие реквизита может оказаться необходимым при заполнении унифицированных форм. Если контрагент откажется от проставления штампа с признанием затрат возникнут проблемы. В частности, налоговый орган может попытаться отказать в принятии таких издержек, либо заявить о недобросовестности деловых партнеров. В любом случае следует оговорить порядок предоставления подтверждающих бумаг еще на этапе заключения сделки. Свидетельством должной осмотрительности фирмы послужит также письменный запрос потенциальному контрагенту, касающийся правил применения печатей.
2. Отчетность
С 7 апреля 2015 года оттиск круглого штампа на декларациях, авансовых отчетах и прочих документах налогоплательщики проставляют по собственному желанию. Отказать в получении бумаг, руководствуясь отсутствием на них печати, инспекции не в праве. Правило касается всех отчетов, в том числе тех, что принимают внебюджетные фонды и органы статистики.
3. Удостоверение копий
Поскольку формулировки о добровольности применения круглых печатей содержаться в федеральном законе, все сомнения и противоречия разрешаются в их пользу. Порядок удостоверения копий документов описан в нормативных актах более низкого ранга. Именно поэтому фирмы, отказавшиеся от работы со штампами, могут заверять такие бумаги только подписями руководителя или иных уполномоченных на то лиц.
4. Доверенности
Теперь проставление печати на документах, подтверждающих полномочия доверенного представителя, не является обязательным условием действительности. Юристы такое нововведение не приветствуют. По их мнению, отказ от использования фирменного штампа поставит под удар безопасность.
Правозащитники обращают внимание представителей бизнеса на ряде тонких аспектов. Отказ от применения печатей, безусловно, упростил процедуры оформления документов. Однако полностью игнорировать средства идентификации и защиту от фальсификации было бы крайне рискованно. В случае с плательщиками акцизов вообще сохраняется коллизия. Необходимость проставления фирменного штампа предусмотрена НК РФ. По юридическому статусу документ равен федеральному закону, а потому изменения эту категорию хозяйствующих субъектов не коснуться. В остальном все противоречия разрешимы. Несмотря на это практики ожидают увеличения количества споров, а потому не рекомендуют спешить с уничтожением печатей, использовавшихся ранее.