Электронная подпись: правовая база и проблемы применения.

Электронная подпись: правовая база и проблемы применения.


От крестика, который вместо подписи ставили наши далекие предки, с развитием письменности человечество перешло к начертанию своего имени (фамилии), а затем изобрели и факсимиле. Но все это – вчерашний день.

Электронный документооборот широко внедряется не только в сфере предпринимательской деятельности, но и в нашей обычной жизни; а вместе с тем, очевидно, что электронный документ можно будет заверить только электронной же подписью.

Правовые основы применения электронной подписи регламентируются Федеральным законом РФ от 06.04.2011 N 63-ФЗ (в ред. от 23.06.2016) "Об электронной подписи".

Согласно закона, используется электронная подпись при:

- совершении гражданско-правовых сделок (например, по распоряжению имуществом, его купле-продаже, аренде, залогу и т.п.),

- оказании государственных и муниципальных услуг населению,

- исполнении государственных и муниципальных функций (например, копия решения (приговора) суда может быть заверена усиленной квалифицированной электронной подписью судьи),

- совершении иных юридически значимых действий.

Наверняка у многих возникнут вопросы: как пользоваться электронной подписью, надежна ли она, можно ли ее подделать, перепрограммировать, каковы последствия ее утраты (хищения).

Во-первых, следует понимать, что фактически из себя представляет электронная подпись.

Условно говоря, она состоит из двух частей: первая – это набор индивидуальных зашифрованных символов, содержащихся на электронном носителе (например, флеш-карте, в простонародье – «флешке»), плюс логин и пароль, которые знаете только Вы. Вторая часть электронной подписи – это также индивидуальный набор символов (уникальный ключ проверки), но содержащийся на сервере.

Подключая флеш-карту к своему компьютеру, вводя свои логин и пароль, Вы сможете подписать документ, только если эти данные совпадут с данными, хранящимися на сервере.

В противном случае, при невыполнении хотя бы одного из указанных пунктов (нет флешки, или логина, или пароля, или данные на флешке и на сервере не совпадают) документ подписан не будет.

Таким образом, при утере флеш-карты (или при перезаписи информации на ней) Вы ничем не рискуете, т.к. логин и пароль знаете только Вы (если храните их в недоступном для посторонних месте или просто запомнили), а информация на сервере не является общедоступной.

При этом, представляется очевидным, что собственноручную подпись на бумаге подделать гораздо проще.

Также следует помнить, что электронная подпись выдается на определенный срок (чаще на 1 год), после чего ее действие следует продлевать. Это делается с целью обновления и актуализации данных о владельце подписи, которые могут измениться (например, фамилия, место регистрации и т.п.).

Закон подразделяет электронные подписи на простую и усиленную, а усиленные, в свою очередь, на усиленную неквалифицированную и усиленная квалифицированную.

Например, для получения усиленной квалифицированной электронной подписи требуются Ваши полные паспортные данные, место регистрации, ИНН и СНИЛС физического лица (все эти данные будут зашифрованы в электронном виде), таким образом, Вы (или Ваш контрагент) будете уверены, что документ подписан именно тем лицом, чья фамилия значится в документе.


Также, согласно закона, подписанный квалифицированной электронной подписью документ признается равнозначным бумажному документу, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если законом установлено требование о составлении документа исключительно на бумажном носителе.

Конечно, пока еще далеко не все документы можно подписывать электронной подписью, хотя, например, согласно ст. 35 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 45 Кодекса административного судопроизводства РФ, граждане и организации вправе направлять обращения в суд в электронном виде (например, исковые заявления, заявления, в том числе заявления о выдаче судебного приказа, административные исковые заявления, ходатайства, жалобы).

При этом, если в рамках гражданского, административного и арбитражного судопроизводства допускается подача заявлений и обращений, заверенных простой электронной подписью (кроме случаев, специально оговоренных в законе, когда требуется квалифицированная), то в рамках уголовного судопроизводства обращение, ходатайство, заявление в суд может быть подписано только усиленной квалифицированной электронной подписью, иначе оно не будет принято к рассмотрению.

Обращение же в суд от имени юридического лица может быть подписано его законным представителем (директором, ген.директором) либо представителем личной усиленной квалифицированной электронной подписью.


Более подробно и детально это расписано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов".

Вследствие недостаточной юридической грамотности, а также относительной новизны применения электронной подписи (хотя Федеральный закон об электронной подписи действует уже 8 лет), конечно, нельзя обойтись без определенных казусов: так, например, в практике Суда по интеллектуальным спорам РФ был случай отмены решения Роспатента в связи с тем, что оно было подписано электронной подписью руководителя в результате «технической ошибки» (с другой стороны, не исключено, что руководитель и собственноручной подписью мог что-либо подписать по ошибке). 
В судебной практике арбитражных судов встречаются также случаи возвращений искового заявления истцу ввиду того, что оно не было подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.

Очевидно, что к новому виду удостоверения того факта, что документ произошел от определенного лица, нужно еще привыкнуть, но представляется, что со временем собственноручная подпись исчезнет как рудимент, уступив место более современной, надежной и удобной – электронной подписи.