Анри Файоль: «Управлять — значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать» (см. ссылку в конце статьи).

Сейчас тема «бюджетирования» звучит все чаще и чаще. При этом многие не учитывают, что бюджетирование без планирования почти не имеет смысла. А планирование без сравнения, без обратной связи, без выводов — превращает мощный экономический инструмент в разряд модных течений.

Тема «бюджетирования» коснулась меня непосредственно, что в итоге вылилось в создании на нашем предприятии действующей подсистемы. Касается она пока только БДДС.

Статья написана в виде отдельных, точечных идей. В ссылках указаны источники, в которых каждый желающий может получить всю необходимую «воду».

Предисловие.

Марксистский анализ: «…таким образом, рост планомерности заложен в самом капитализме и в постоянно увеличивающемся размере единицы капиталистического производства.»

Первые опыты планирования появились в германии. Исторически Фридрих Лист (1789 — 1846 — немецкий экономист, политик и публицист) предшествовал Марксу как отец теории планирования. Ратенау (1867 — 1922, германский промышленник и финансист еврейского происхождения, сторонник плановой экономики военного типа, политический деятель и публицист), организовавший первое современное плановое хозяйство в Германии времен первой мировой войны, предшествовал Ленину, чей подход к проблеме планирования в Советской России сознательно основывался на немецких прецедентах.

Определение.

Бюджет — это финансовый план, охватывающий все стороны деятельности организации, позволяющий сопоставлять все понесенные затраты и полученные результаты в финансовых терминах на предстоящий период времени в целом и по отдельным вложенным периодам.

Бюджетирование — это технология финансового планирования, процесс разработки, исполнения, контроля и анализа финансового плана, учета и контроля доходов и расходов, получаемых предприятием на всех уровнях управления, которая позволяет анализировать прогнозируемые и полученные финансовые показатели.

Задачи бюджетирования.

Общей целью планирования есть прогнозирование.

Общей целью бюджетирования является снижение издержек на этапе сбора и расходования денежных средств.

Примечание.

Сегодняшний способ сбора и раздела денежных средств является — котловой. Использование бюджетирования, как финансового инструмента, предполагает выстраивание иерархию расходов, делая расходы более прозрачными, и самое главное позволяет снижать издержки, тем самым снижая затраты и увеличивая прибыль.

Планирование и бюджетирование есть элементы экономического управления.

Существует много видов различных бюджетов перечислю некоторые:

  1. По периоду: стратегическое (долгосрочное), тактическое (среднесрочное) и оперативное (срочное).
  2. По типу: сверху-вниз (пред-прогнозирование) и снизу-вверх (пост-прогнозирование).
  3. По глубине проникновения: предприятие (генеральный), организация, подразделение, участок.

Примечание.

Бюджетирование как «Планирование» должно либо являться Законом, либо будет очередным «УУ». Не зря же в СССР писали: «Выполнение плана — закон. Перевыполнение честь!». Увы. В наше время слово и понятие «План» стало ругательным. Хотя словосочетание «Финансовый менеджмент» произносится с гордостью.

В рамках контроля за бюджетированием используют «План-фактный анализ».

Примечание.

Всякое «Планирование» в том числе и бюджетирование требует обратную связь и корректировку, что является непосредственной трудностью для сегодняшнего развития производственных отношений. Поэтому всё бюджетирование и ограничивают фискальной его частью — контролем над расходами.

Рано или поздно бюджетирование как вид планирования переходит к экономическим параметрам. Например, абсолютные и удельные величины постоянных и переменных затрат.

Основные элементы планирования:

  • объёмы продаж
  • прибыль
  • издержки производства
  • капитальные вложения
  • потребность в кредитах
  • источники их погашения

и др.

Основной и подавляющий источник информации для планирования является бухгалтерский учет.

Часто организационные структуры не соответствует финансовым потокам, тогда создают новые структуры в виде:

  • центры финансового учета (ЦФУ);
  • центры финансовой ответственности (ЦФО);
  • профит-центры;
  • венчур-центры;
  • центры затрат.

Бюджетирование строится на основании двух методов:

Прямой метод — как обычный бухучет, т. е. каждая операция, увеличивает, или уменьшает соответствующую статью баланса (бухгалтерский способ).

Косвенный метод — когда операций куча (или еще по какой-то причине) и нет смысла или очень затратно учитывать каждую операцию в БДДС. Тогда делают наоборот — обобщают ДДС и путем корректировок выходят на нужные цифры по инвестиционной, операционной и финансовой деятельности.

Моя практика.

Чтение литературы по «правильному» бюджетированию поставят любого читающего в тупик от грандиозности и непомерности и отсутствии строгой методики и методологии. А если попытаться применить прочитанное на практике то, что зачем, откуда и куда, как, то и совсем можно растеряться.

Из своего опыта могу сказать, что один из самых ключевых моментов это описание статей БДДС. Его можно скопировать из бухгалтерии, но это будет неправильно. Чем точнее разработаны статьи БДДС, тем понятнее будет структура ДДС, тем точнее можно будет выбрать управленческое решение.

Поэтому для себя обозначил начальный этап внедрения подсистемы бюджетирования в 1С 7.7 из следующих пунктов:

Подсистема состоит:

  1. Отчет о движении денежных средств. Счета «Касса» и Расчетный счет».
  2. План БДДС. Документ «Заявка на ДДС». Сюда входит заявка как на «план» поступления так и на «план» расходования денежных средств по статьям БДДС.
  3. Факт БДДС. Документы ПКО, РКО, Выписка.
  4. Дополнительно. Можно организовать два регистра оборотов «БДДС план» и «БДДС факт». Если аналитику упростить, то можно обойтись и одним. Особенно тяжело добиться учёта до разреза «подразделение» в «факте».
  5. Отчет ДДС в разрезе вида планирований, статей, подразделений и т. д.

Структура документа «Заявка на ДДС».

Шапка:

1.Вид планирования (перечисление год, квартал, месяц).

2.Год планирования (число)

3.Месяц планирования (число)

4.Подразделение

5.Ответственный

Табличная часть

1.Содержание операции (текст)

2.Статья ДДС

3.Поступление

4.Платёж

5.Контрагент

Расширяем соответствующим образом шапку и документов ПКО, РКО, Выписка.

Если используем регистры, дописываем модуль проведения в выше указанных документах. Структура оборотных регистров похожа на структуру документа «Заявка на ДДС».

В более сложном варианте требуется документ «План БДДС». Который будет из заявок, после их утверждения, собирать общий план.

БДР — как самый простой вариант, можно использовать баланс в части «отчёта о прибылях и убытках». Или разворачивать его по статьям БДДС, контрагентам, и видам производств и т. д.

Автор статьи Шишкин Александр